Содержание

последний номер
архив номеров
на первую страницу

ОПОРа
Что такое ОПОРА





Свое Дело
Свое Дело
законодательство

Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Ю.АНДРЮКИН, "КонсультантПлюс"

В апреле 2002 года был принят Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - закон).

Закон устанавливает систему обязательного страхования гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, которые постоянно либо временно находятся на территории Российской Федерации.

Обязательное страхование будет осуществляться, начиная с 1 июля 2003 года.

До этого момента должны быть реализованы положения закона, касающиеся создания организационных и материальных условий для обязательного страхования.

Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории России.

Страхование данных интересов было известно отечественному законодательству и раньше, однако, будучи добровольным, оно охватывало незначительный круг автовладельцев, что не позволяло реализовать весь заложенный в нем потенциал.

Со вступлением в силу положений Закона об обязательном страховании гражданской ответственности добровольное страхование может использоваться только как дополнительное средство на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию.

Страхователями по договору обязательного страхования являются владельцы транспортных средств, которым данное транспортное средство принадлежит на праве собственности, праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании (аренда, доверенность и т.п.).

Лица, управляющие транспортными средствами в силу исполнения служебных или трудовых обязанностей, владельцами транспортных средств не являются и, следовательно, на них положения закона не распространяются.

К транспортным средствам, гражданская ответственность при использовании которых должна быть застрахована в обязательном порядке, относятся все используемые на территории России транспортные средства, за исключением тех немногих, которые прямо указаны в законе.

Страховщики гражданской ответственности по договору обязательного страхования должны иметь не менее чем двухлетний опыт осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев, а также иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат.

Кроме того, соискатели этой деятельности должны быть членами профессионального объединения страховщиков - некоммерческой организации, которая представляет собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и создаваемое с согласия федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (в настоящее время - Минфина России).

Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, - 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего; в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, - 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Конкретный размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его жизни или здоровью, рассчитывается страховщиком в соответствии с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации. Он зависит от характера и степени причиненного ущерба и будет определяться с учетом экспертной оценки.

Потерпевший обязан предоставить страховщику все документы и доказательства, а также сообщить все известные сведения, подтверждающие объем и характер вреда, причиненного жизни или здоровью.

Важно отметить, что ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, проведенные до осмотра и независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, могут послужить причиной для отказа в страховой выплате полностью либо частично.

Если при наступлении страхового случая страховые выплаты должны быть произведены нескольким потерпевшим и сумма их требований, предъявленных страховщику на день первой страховой выплаты по этому страховому случаю, превышает страховую сумму по обязательному страхованию, страховые выплаты производятся пропорционально отношению страховой суммы к сумме указанных требований потерпевших.

Во исполнение договора обязательного страхования страхователи обязаны внести на счет страховщика денежную сумму - страховую премию.

В основе расчета величины страховой премии лежат страховые тарифы, которые будут установлены Правительством Российской Федерации.

Размеры страховых тарифов поставлены законом в зависимость от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, территории преимущественного использования транспортного средства, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды, иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

В случаях обязательного страхования ответственности граждан величина страховых тарифов, кроме того, будет зависеть еще и от водительского стажа, возраста и иных персональных данных водителей, а также от обстоятельств ограниченного использования транспортных средств (ограниченное количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, его сезонное использование).

При заключении договора обязательного страхования транспортных средств их владельцы вправе в письменной форме заявить страховщику об ограниченном использовании транспортных средств. В этом случае для расчета страховой премии должны использоваться более низкие страховые тарифы.

Инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования.

В случаях, когда страховая выплата по указанным в законе причинам не может быть осуществлена (банкротство страховщика, неизвестность причинителя вреда и т. п.), профессиональные объединения страховщиков либо заключившие с ними договоры страховщики обязаны производить компенсационные выплаты.

Компенсационные выплаты должны осуществляться с 1 июля 2004 года.

В заключение необходимо отметить, что лица, нарушившие требования Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, могут быть привлечены к административной ответственности по статье 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ущерб, причиненный транспортным средством, владелец которого не застраховал свою гражданскую ответственность, подлежит возмещению по правилам гражданского законодательства Российской Федерации.

Свой бизнес
Последний номер:
Содержание

официоз
ТРЕТЬЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
конкурсы
У ВСЕХ У НАС ОБЩЕЕ ДЕЛО
лауреаты
ЕЛЕНА НИКИТИНА: "МЫ ОБЯЗАНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ МИРОВОМУ УРОВНЮ СЕРВИСА"
ЛЮБОВЬ К КНИГЕ
АЛЕКСАНДР ДМИТРОВ: "ИМИДЖ НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
патентоведение
Интеллектуальный бизнес
кадры
"Стоматолог" руководителя - дистанция власти
техника для бизнеса
Бытхим-завод: на столе
бизнес-леди
Нина Пантелеймон: "Я ДЕЛАЮ ТО ДЕЛО, КОТОРОЕ ЛЮБЛЮ"
деловое предложение
законодательство
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ Российской Федерации
мониторинг законодательства
страхование
Анатолий ВТОРОВ: "БЕСПЛАТНОГО СТРАХОВАНИЯ НЕ БЫВАЕТ!"
НЕ ОШИБИТЕСЬ В ВЫБОРЕ СТРАХОВЩИКА!
информационные технологии
КОМПЛЕКСНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ. ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ. КАК НАЧИНАТЬ АВТОМАТИЗАЦИЮ?
страницы истории
Пермско-сарапульский зодчий-актер
опыт
Оптимист из Валамаза
налоги
Имущественные налоговые вычеты для налогоплательщиков - физи-ческих лиц в связи с погашением процентов по ипотечным кредитам.
афиша
РЕПЕРТУАР ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ Удмуртии на май
интеллектуальный капитал
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ


Copyright 1997-2012 Свое Дело
Как создать свой бизнес с нуля