Содержание

последний номер
архив номеров
на первую страницу

ОПОРа
Что такое ОПОРА





Свое Дело
Свое Дело
круглый стол

Апрельские выборы в Удмуртии и развитие гражданского общества
Игорь ЕГОРОВ

В начале мая Удмуртское региональное отделение Российской ассоциации политической науки (УРО РАПН), региональное отделение Академии политической науки, отдел взаимодействия с общественными объединениями Управления общественно-политической информации Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики провели семинар "Выборы органов местного самоуправления в Удмуртской Республике в апреле 2002 года и развитие гражданского общества". В работе семинара также приняли участие представители общественных объединений, политических партий, кандидаты в депутаты городской Думы Ижевска.

Работа общественных контролеров.

Роль общественных объединений и партий

Выборы совершенно справедливо считаются главным демократическим институтом, по работе которого можно судить об уровне развития демократии и гражданского общества. Первый вопрос семинара - работа общественных контролеров на апрельских выборах и роль общественных объединений и партий.

Выступившие по этому вопросу представители избирательных штабов кандидатов и сами кандидаты отметили как одну из главных проблем - противоречивую роль наблюдателей на избирательных участках. Так, Иван Рябчиков, представитель кандидата в депутаты Ижевской городской Думы лидера профсоюза "Единство" Константина Левого, заметил, что находящиеся на избирательном участке наблюдатели, снабженные бейджами с фамилиями своих кандидатов, являются своего рода субъектами агитации, порой прекрасно понимая это обстоятельство. Бывали случаи, когда наблюдатели общались с избирателями, давали советы, показывали дорогу к месту голосования, помогали пожилым людям подняться по лестнице и так далее. Трудно сказать, насколько влияло такое поведение наблюдателей на выбор пришедших голосовать граждан, однако Николай Захаров, социолог, заместитель директора Института государственной и муниципальной службы, сообщил, что постоянное социологическое наблюдение за ходом выборов может определить и этот фактор. Председатель Удмуртского регионального отделения РАПН, директор Института государственной и муниципальной службы Геннадий Овчинников предположил, что присутствие наблюдателей на избирательных участках излишне. Для контроля за ходом голосования достаточно одного нейтрального человека, скажем, милиционера.

Председатель регионального отделения Всероссийского союза народных домов Светлана Силина заметила, что наибольшее количество нарушений происходит вовсе не на избирательных участках, а на пути к ним, а кандидат в депутаты Ижевской городской Думы воин-афганец Равиль Гатаулин, рассказывая о ходе избирательной кампании в Ленинском районе Ижевска, отметил, что общественный контроль должен осуществляться не только в день голосования, а на протяжении всего избирательного периода. Да и избирательные комиссии должны начинать свою деятельность не за несколько дней до голосования, а гораздо раньше. Кроме того, по его мнению, должны быть законодательно определены нормативы для помещений для голосования. Вполне приемлемым помещением, которое часто используется в сегодняшней практике, является школьный спортзал.

Явка избирателей

Серьезной проблемой прошедших выборов стала явка. Это отметили практически все участники семинара. Преподаватель Удмуртского университета, член политсовета удмуртского отделения СПС Сергей Мельников предположил, что если ситуацию вовремя не изменить, то это может привести к полному провалу российского избирательного законодательства. Ситуация, когда, например, в Ижевске, при пороге в 25 процентов, выборы из-за неявки избирателей провалились в трех округах, свидетельствует о серьезных негативных тенденциях. При этом сама планка в 25 процентов некоторым образом нарушает гражданские права на свободу выборов.

Участники семинара единодушно согласились с тем, что причиной такого положения является низкий уровень политической культуры, отсутствие гражданской ответственности избирателей и интереса к деятельности избираемых ими представительных органов местного самоуправления. В связи с этим преподаватель Института усовершенствования учителей Тимур Михалин высказал мнение о необходимости введения пропорциональной избирательной системы в представительные органы местного самоуправления и увеличения числа депутатов. Тогда с одной стороны представители партий в Советах и Думах будут проводить хоть какую-то политику, а с другой - состав представительных органов будет в большей степени отражать социальный состав населения и интересы различных социальных групп.

Социальный состав избранных органов

В связи с этим представляет интерес сообщение руководителя отдела взаимодействия с общественными объединениями Управления общественно-политической информации Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики Инны Сергеенковой о социальном составе избранных в апреле представительных органов местного самоуправления.

Первое, на что она обратила внимание, было представительство женщин в составе представительных органов местного самоуправления. Женщин в муниципальных органах власти представлено 20,4 процента. 34,5 процента от количества выдвинувшихся женщин стали депутатами. Больше всего женщин оказалось в Глазовской районной Думе. В ней 47 процентов женщин. Причем там прошло 50 процентов от числа выдвигавшихся женщин. Самые "женоненавистнические" районы - Игринский (10 процентов от числа выдвигавшихся женщин) и Можгинский район, где выдвигалось всего две женщины и 50 процентов из них прошло. Женщин выдвигалось в три раза меньше, чем мужчин. Самое большое количество женщин от количества выдвигавшихся было избрано в Красногорском (67 процентов) и Ярском районах.

Что касается депутатов Ижевской городской Думы, 9 из них являются депутатами Госсовета УР. Здесь вопрос в том - хорошо или плохо двойное депутатство. Самое большое количество избирателей проголосовало за самых крупных бизнесменов. У них у всех более 60 процентов голосов.

Средний возраст депутатов Ижевской городской Думы - 44 года. Самому молодому - 32, самому пожилому - 57 лет. Из 27 депутатов Ижевской городской Думы: 1 журналист, 1 научный сотрудник, 3 врача и 22 генеральных директора или заместителя генерального директора.

Теперь возникает вопрос, почему бизнес идет во власть. Либо потому, что без власти сейчас ему трудно прожить, не хватает законов - и предприниматели идут их принимать, либо это определяется какими-то другими интересами. 10 процентов - люди с высшим образованием. Представительные органы власти обновились на две трети.

Если взять городские Думы Сарапула, Можги, Глазова, Воткинска - везде одна и та же картина.

По мнению Геннадия Овчинникова, представительные органы должны прежде всего отражать те задачи, которые ставит перед собой общество. Поэтому люди, сидящие в парламентах, должны понимать экономические проблемы, и нет ничего негативного в том, что в депутаты прошли руководители и бизнесмены.

С ним не согласился Николай Захаров. "Любой генеральный директор, - подчеркнул он, - это специалист-экономист. Он знает интересы своего предприятия и воспитан в конкурентной борьбе, но он не знает, что такое макроэкономика, он не знает, что такое социально-экономические цели. Каждый предприниматель идет во власть решать свои задачи".

Свое мнение по этому вопросу высказала председатель регионального отделения Академии политической науки, советник Президента Удмуртской Республики Людмила Порцева: "Мы сейчас рассматриваем, кого и как избрали, и сходимся на точке зрения, что выбирали в основном состоявшихся управленцев. Это не случайно. Не потому, что у них есть деньги, а потому что у них есть навык, опыт управления людьми и опыт решения тех проблем, которые накопились в избирательных округах. Это свидетельство слабости муниципальных органов, то есть тех структур, которые должны заниматься этими проблемами в каждом микрорайоне, в каждом округе".

Мотивация избирателей

Своими наблюдениями поделился Николай Захаров: "Мы проводили несколько раз социологическое наблюдение за тем, как голосуют люди, как они определяются с выбором. И стабильно получалось, что примерно 15 процентов пришедших на выборы определяются у избирательной урны. Это те, которые не слышали ни про одного кандидата. Вот это - очень серьезная проблема.

И еще одна интересная закономерность. Так, например, по округу, где победил Василий Шаталов, число испорченных бюллетеней от числа проголосовавших составило 18 процентов. В округе, где победил Молчанов, число испорченных бюллетеней составило 13 процентов. Если все эти цифры разместить на графике, то получится одна очень интересная картина. Чем выше от планки в 25 процентов пришло на выборы, тем меньше число испорченных бюллетеней. Чем ближе к 25 процентам, тем больше количество испорченных бюллетеней.

Основные проблемы заключаются в том, что люди у нас не умеют голосовать.

Первая проблема. Российский гражданин не ощущает гражданский долг идти на выборы.

Вторая особенность российского человека, которая отличает его от западного: многие из нас - это нерациональные избиратели. У нас главный принцип: "верю - не верю", "люблю - не люблю". Американец выбирает совершенно по другому принципу. Он выбирает по принципу "полезно - не полезно". Однако есть одна особенность нашего избирателя, которая никогда не изменится - наш избиратель ориентируется на статус. Чем выше статус кандидата - тем выше шансы у него победить.

Основная проблема заключается в том, что раз человек не верит, то он и не собирается ходить на выборы. Мы получаем 20-30 процентов - это те, кого полюбили избиратели.

Поэтому единственное, что возможно, - просвещение населения. Мы можем ругать советскую систему, но 80 процентов населения в то время на выборы ходило, испытывая при этом чувство гражданского долга. Как бы это ни достигалось за счет идеологической пропаганды, какого-то давления на человека, но сам факт оставался фактом.

В то время существовало общество "Знание", это был великолепнейший инструмент информирования населения. "Правда", "Известия" тех времен писали больше о реальных

событиях, чем пишут сегодняшние газеты. Причем каждая газета имеет своего хозяина и выражает его интересы.

В настоящий момент нужен инструмент, который бы позволял дать человеку объективную информацию. Если мы этого достигнем, то тогда управлять обществом, как это ни странно, будет легче. Потому что управлять рациональными людьми намного проще, чем управлять иррациональными.

При этом не надо путать просвещение и агитацию. Вот партии занимаются агитацией, а общественные организации и мы с вами должны заниматься просвещением".

С такой интерпретацией прошлого согласились далеко не все, однако необходимость просвещения избирателей была принята единодушно. Геннадий Овчинников даже предложил создать Центр политического и правового обеспечения для решения проблем информирования и просвещения населения, что позволило бы нашего иррационального избирателя превратить в рационального.

Свой бизнес
Последний номер:
Содержание

официоз
ТРЕТЬЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
конкурсы
У ВСЕХ У НАС ОБЩЕЕ ДЕЛО
лауреаты
ЕЛЕНА НИКИТИНА: "МЫ ОБЯЗАНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ МИРОВОМУ УРОВНЮ СЕРВИСА"
ЛЮБОВЬ К КНИГЕ
АЛЕКСАНДР ДМИТРОВ: "ИМИДЖ НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
патентоведение
Интеллектуальный бизнес
кадры
"Стоматолог" руководителя - дистанция власти
техника для бизнеса
Бытхим-завод: на столе
бизнес-леди
Нина Пантелеймон: "Я ДЕЛАЮ ТО ДЕЛО, КОТОРОЕ ЛЮБЛЮ"
деловое предложение
законодательство
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ Российской Федерации
мониторинг законодательства
страхование
Анатолий ВТОРОВ: "БЕСПЛАТНОГО СТРАХОВАНИЯ НЕ БЫВАЕТ!"
НЕ ОШИБИТЕСЬ В ВЫБОРЕ СТРАХОВЩИКА!
информационные технологии
КОМПЛЕКСНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ. ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ. КАК НАЧИНАТЬ АВТОМАТИЗАЦИЮ?
страницы истории
Пермско-сарапульский зодчий-актер
опыт
Оптимист из Валамаза
налоги
Имущественные налоговые вычеты для налогоплательщиков - физи-ческих лиц в связи с погашением процентов по ипотечным кредитам.
афиша
РЕПЕРТУАР ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ Удмуртии на май
интеллектуальный капитал
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ


Copyright 1997-2012 Свое Дело
Как создать свой бизнес с нуля