Содержание

последний номер
архив номеров
на первую страницу

ОПОРа
Что такое ОПОРА





Свое Дело
Свое Дело
страницы истории

Удмурты-предприниматели
Евгений ШУМИЛОВ, доктор исторических наук

Рассказав в предыдущих номерах об основателях "своего дела" из числа удмуртских евреев и татар, я волей-неволей подошел к необходимости начать повествование и о первых предпринимателях-удмуртах. Наша многонациональная палитра не должна лишиться "титульной" окраски! Замечу, что о русских предпринимателях, не оговаривая особо их национальности, я говорил в большинстве своих публикаций в "Своем деле".

В общем-то, разумеется, бизнес, подобно высокой культуре, интернационален. Заявить об удмуртском национальном своеобразии, допустим, ядерной физики - значит зарезать ее на корню. То же и в финансово-деловой сфере. Выискивать или выращивать в тепличных условиях банкиров и генеральных директоров какой-либо одной, "льготной", национальности нелепо и даже преступно. Иное дело исторический аспект. Здесь просто необходимо исследовать проблему: как, когда и почему представители того или иного народа включались в предпринимательскую деятельность.

Удмурты (по-татарски - "ары", по-древнерусски - "вотяки") еще с глубокой древности занимались достаточно крупными торговыми операциями на просторах Прикамья и Поволжья. Кого именно следует назвать "первым удмуртским купцом", историкам, очевидно, вряд ли удастся определить. Слишком уж мало достоверных документальных источников и расплывчаты критерии титула "купец". Известно, что еще со времен Великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (конец XIV века) деловые "ары" вели торговлю на Арском поле у Казани. Это равнина к северу от города, ограниченная реками Казанка и Булак. Традиционно каждый год в июне здесь проходила большая ярмарка, на время которой даже прекращались военные действия в этом большом, многонациональном, раздираемом противоречиями регионе. На Арское (Удмуртское) поле тогда съезжались даже хитроумные и богатейшие купцы из Китая и Индии. Были представлены, разумеется, и русские купцы ("гости") из Великого Новгорода, Владимира, Нижнего Новгорода:

Обострение московско-казанских отношений и соответственно разгром Казанского ханства в 1552 году существенно осложнили рост предпринимательства среди удмуртов. Они были тогда более тесно связаны с татарами, чем с русскими, а поэтому оказались в числе тех, кто защищал Казань от яростно наступавших полков московского царя Ивана Васильевича и его воевод. Гнев грозного царя (для удмуртов - "белого царя") был страшен. Тысячи лучших представителей удмуртского народа были вырезаны во время подавления последующих антимосковских восстаний. Это воины, жрецы, торговцы.

Малмыжский, новомултанский купец второй гильдии Иван Антонович Ирисов

Татары быстро поднялись после разгрома. Их вдохновляла и собирала великая религия - ислам. У удмуртов не было цельной, общенациональной религии. Язычество (шаманство) не выросло до ее статуса, поэтому в XVII веке и последовал спад национального самосознания, в том числе в деловой сфере. Достаточно сказать, что весь сбыт промысловой продукции оказался тогда на территории Удмуртии монополизирован татарами (так называемыми "каринскими татарами") и русскими купцами из Хлынова (Вятки). Напористы были и те, и другие. Естественно, они порой обижали безответных удмуртов.

Уравняться в возможности вести торговые дела удмурты могли только в двух случаях: перейдя от язычества к христианству или приняв ислам. Исламизация (татаризация) была известна среди южных удмуртов. Северные удмурты раньше их и плодотворнее включались в лоно христианской цивилизации.

Как я полагаю, одним их первых православных купцов-удмуртов стал Иван Селиверстович Волков (1779-1842). Это вообще одна из главных купеческих фамилий для Глазова, самого маленького городка Вятской губернии. Промышленности в нем не было никакой. Но тем не менее, именно здесь сложилось достаточно важное пересечение торговых путей. Хлеб, лен, шерсть, лес... - все покупалось и перегружалось на баржи, стоявшие на Чепце возле огромного Вознесенско-Преображенского собора. Полудугой вокруг него на соборной площади было выстроено с полдюжины торговых павильонов. Главные ярмарки бурлили на престольные праздники - в Вознесение и Преображение, а поменьше - проходили каждое воскресенье.

Главными продавцами-покупателями там были удмурты из окрестных сел и самого Глазова (кстати, он до сих пор в пропорциональном отношении самый "удмуртский" город нашей республики). Во время этих коммерческих операций и возрос талант И.С.Волкова, умевшего, как говорится, подобрать "национальный ключик" к своим поставщикам-соплеменникам. Помимо родного языка, таким "ключиком" было и миссионерство.

И.С.Волков - православный просветитель и меценат, один из переводчиков Евангелия от Матфея на удмуртский язык.

Один из первых деловых документов, имевших хождение среди удмуртов: договор о сенных покосах, скрепленный за неграмотностью совладельцев "тамгами" (фамильными знаками, перераставшими порой в орнамент)

В 1803 году он числился купцом третьей гильдии, а через три года - уже второй, с объявленным капиталом 8100 рублей. Торговля у глазовца шла аж с шестью губерниями, а поставляемые туда партии продуктов доходили до 50 тысяч пудов! Занимался

И.С.Волков и ростовщичеством, что нередко вызывало недовольство, а порой и погромы. К концу правления Александра I капитал глазовского удмурта, правый иль неправый, составлял 22100 рублей. По тем временам - олигарх! В гостях у него 20 мая 1837 года побывал даже Александр II, тогда еще наследник престола. Исторический "дом купца Волкова" до сих пор сохранился в северной столице Удмуртии по адресу: улица Первомайская, дом N 33. Надо бы написать на нем: "Здесь начинался удмуртский бизнес".

Наряду с И.С.Волковым другим выдающимся купцом из числа удмуртов являлся Иван Антонович Ирисов (1860-1922). Это уже иной, пореформенный период, во многом более благоприятный для провинциальных предпринимателей-"инородцев". И.А.Ирисов, известный также под родовым именем Иван Шапей, широко действовал по всему Поволжью и Прикамью, но был приписан как купец второй гильдии к Малмыжу, а "родовым гнездом" имел село Новый Мултан Малмыжского уезда. Там у него были магазин, склады, пункты для приема, сортировки и упаковки льна и т.д. Ирисовский товар доходил до Казани, Нижнего Новгорода и даже Германии: Взамен землякам поставлялись всяческие деликатесы (в том числе "колониальные товары") и модные изделия (так сказать, "парижский шик").

Новый Мултан. Храм и семинария. Один из центров православной удмуртской культуры и строительства национальной церкви - село Новый Мултан Малмыжского уезда. Слева от Покровской церкви - здание церковно-приходской школы (1853 г., второй этаж надстроен в 1898 г. на средства И.А.Ирисова), в которой усилиями православных активистов-удмуртов открылась первая удмуртская учительская семинария (позже - педагогический техникум). Ее первым директором стал Ф. Н. Шкляев, а среди учителей был Кузебай Герд.

Насколько я знаю, в селе Новый Мултан Увинского района память о выдающемся удмурте, купце и просветителе, никак не увековечена: ни названием улицы, ни мемориальной доской. Между тем именно он был одним из родоначальников удмуртского национального образования. Летом 1918 года И.А.Ирисов предоставил настоятелю местного храма Покрова Богородицы 25 тысяч рублей для строительства первой "вотской учительской семинарии". Сейчас это уже педагогическое училище (но переехавшее в Можгу), ставшее в 1930-1960-е годы настоящим "питомником" удмуртской творческой интеллигенции (литераторов, этнографов, археологов и т.д.).

Настоятелем же новомултанского храма был тоже удмурт, главный инициатор устройства семинарии Петр Федорович Леконцев (1889-1937), расстрелянный большевиками по идеологическим мотивам, несмотря на то, что батюшка вынужден был одно время состоять секретным осведомителем НКВД.

Оба новомултанца, Ирисов и Леконцев, были в числе 78 делегатов Первого всероссийского съезда удмуртов, проходившего с 26 по 28 июня 1918 года в Елабуге. Именно там впервые ставился вопрос о национальном возрождении удмуртского народа, причем не по большевистскому рецепту. Делегаты елабужского форума еще не шарахались от человека в священнической рясе или купеческой поддевке. Примечательно, что И.А.Ирисов пытался на съезде воодушевить соплеменников идеей создания Удмуртского банка и удмуртского кооператива: Но времена уже начинались крутые, по удмуртским селам шастали революционные продотрядовцы с пулеметами, и о благих экономических начинаниях пришлось забыть.

Естественно, во время разгоревшейся вскоре гражданской войны купец-удмурт оказался в рядах "белых" - в Народной армии Прикамья, защищавшей всенародно избранное Учредительное собрание. Отступая с Народной армией, лучшим украшением коей была Ижевско-Воткинская дивизия, И.А.Ирисов оказался в Сибири, где и скончался в 1922 году под Иркутском.

Еще до основания "вотской учительской семинарии" И.А.Ирисов затратил немалые средства на строительство земской больницы в селе Селты и на ряд школ в Малмыжском уезде. У него был опыт заключения сделок на биржах крупных ярмарочных городов и использования помощи банков. И.А.Ирисов состоял членом Купеческого банка в Казани с паевым капиталом в 40 тысяч рублей. Купеческое сообщество в чем-то традиционно придерживалось острой конкуренции, но нередко и прибегало к взаимовыручке. В общениях на биржах, в банках и на ярмарках вызревал российский класс предпринимателей.

Очень важно то, что плюс ко всем своим достоинствам новомултановец был еще и церковным старостой в родном селе. Как и в случае с глазовцем И.С.Волковым, национальное предпринимательство было порождено православным миссионерством. Иного пути, собственно говоря, тогда и не было. Осенью 1890 года добропорядочный христианин Иван Ирисов приветствовал в родном храме протоиерея Иоанна Васильевича Капачинского (1819-1907) такой речью на удмуртском языке, прекрасно освоенном русским батюшкой: "Когда ты пришел сюда, мы были вполне вотяки: воршуду и кереметю молились. Ты вывел нас к свету. В настоящее время мы сами как истинные христиане, как русские сделались".

Сделаться "как русским" - значило для тогдашних удмуртов еще и сделаться предприимчивым, расчетливым и деловым, но сугубо православным.

Очевидно, нынешний идеал - "сделаться как американец"?

Свой бизнес
Последний номер:
Содержание

официоз
ТРЕТЬЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
конкурсы
У ВСЕХ У НАС ОБЩЕЕ ДЕЛО
лауреаты
ЕЛЕНА НИКИТИНА: "МЫ ОБЯЗАНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ МИРОВОМУ УРОВНЮ СЕРВИСА"
ЛЮБОВЬ К КНИГЕ
АЛЕКСАНДР ДМИТРОВ: "ИМИДЖ НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
патентоведение
Интеллектуальный бизнес
кадры
"Стоматолог" руководителя - дистанция власти
техника для бизнеса
Бытхим-завод: на столе
бизнес-леди
Нина Пантелеймон: "Я ДЕЛАЮ ТО ДЕЛО, КОТОРОЕ ЛЮБЛЮ"
деловое предложение
законодательство
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ Российской Федерации
мониторинг законодательства
страхование
Анатолий ВТОРОВ: "БЕСПЛАТНОГО СТРАХОВАНИЯ НЕ БЫВАЕТ!"
НЕ ОШИБИТЕСЬ В ВЫБОРЕ СТРАХОВЩИКА!
информационные технологии
КОМПЛЕКСНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ. ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ. КАК НАЧИНАТЬ АВТОМАТИЗАЦИЮ?
страницы истории
Пермско-сарапульский зодчий-актер
опыт
Оптимист из Валамаза
налоги
Имущественные налоговые вычеты для налогоплательщиков - физи-ческих лиц в связи с погашением процентов по ипотечным кредитам.
афиша
РЕПЕРТУАР ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ Удмуртии на май
интеллектуальный капитал
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ


Copyright 1997-2012 Свое Дело
Как создать свой бизнес с нуля