Содержание

последний номер
архив номеров
на первую страницу

ОПОРа
Что такое ОПОРА





Свое Дело
Свое Дело
законодательство

О Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263 утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, определяющие типовые условия, в соответствии с которыми заключается договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно правилам страховым случаем признается причинение в результате дорожно-транспортного происшествия в период действия договора обязательного страхования владельцем транспортного средства вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату. Не возмещается вред, причиненный вследствие: непреодолимой силы либо умысла потерпевшего; воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений или забастовок.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" 400 тыс. рублей, в том числе:

240 тыс. рублей при причинении вреда жизни или здоровью нескольких потерпевших и не более 160 тыс. рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего;

160 тыс. рублей при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших и не более 120 тыс. рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Страховая выплата по каждому страховому случаю не может превышать величину установленной страховой суммы.

Страховая премия определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 264 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии".

Напомним, что базовый тариф для физических лиц составляет 1980 руб., для юридических лиц - 2375 руб. К базовым ставкам применяются повышающие коэффициенты в зависимости: от территории преимущественного использования транспортного средства; от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших по вине страхователя в период действия предыдущих договоров обязательного страхования; от возраста и стажа водителя; от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством; от мощности двигателя легкового автомобиля, такси; от периода использования транспортного средства; от срока страхования.

Правилами предусмотрен перечень документов, которые страхователь представляет страховщику для заключения договора обязательного страхования. Кроме того, страховщик вправе провести осмотр транспортного средства по месту жительства страхователя (по месту нахождения юридического лица), если иное не вытекает из соглашения сторон.

Граждане вправе заключать договор обязательного страхования с учетом ограниченного использования принадлежащих им транспортных средств. Период использования транспортного средства в течение года, а также водители, допущенные к управлению им, указываются в заявлении о заключении договора обязательного страхования.

Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис обязательного страхования. Одновременно со страховым полисом страхователю бесплатно выдаются перечень представителей страховщика в субъектах Российской Федерации, специальный знак государственного образца, текст Правил, 2 бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Особо отметим, что водитель транспортного средства, участвующий в дорожном движении, обязан иметь страховой полис обязательного страхования и специальный знак государственного образца. В соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 41-ФЗ, которые вступят в силу с 1 января 2004 года, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда, а неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда.

При наступлении страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) водитель - участник дорожно-транспортного происшествия обязан сообщить другим участникам дорожно-транспортного происшествия, намеренным предъявить требование о возмещении вреда, сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес и телефон страховщика.

Для решения вопроса об осуществлении страховой выплаты страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные сотрудниками милиции, прибывшими на место происшествия по сообщению его участников, либо оформленные (при отсутствии в случае дорожно-транспортного происшествия потерпевших, жизни и здоровью которых причинен вред, а также при взаимном согласии водителей в оценке обстоятельств случившегося) сотрудниками милиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в органе милиции.

При причинении потерпевшему увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь на день причинения ему вреда, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

При причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежат: реальный ущерб; иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом (эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в лечебное учреждение и т.д.).

Страховщик имеет право предъявить к причинившему вред лицу (страхователю или иному лицу, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования) регрессные требования в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, а также расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая, если:

- вред жизни или здоровью потерпевшего был причинен вследствие умысла указанного лица, за исключением действий, совершенных в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

- вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);

- указанное лицо не имело право управлять транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

- указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;

- указанное лицо не включено в число водителей, допущенных к управлению этим транспортным средством, если в договоре обязательного страхования предусмотрено использование транспортного средства только водителями, указанными в страховом полисе обязательного страхования;

- страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования, если в договоре обязательного страхования предусмотрено использование транспортного средства в определенный период.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2003 года, одновременно с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

28 июня 2003 года вступит в силу Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Одновременно утратит силу Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 года № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

Вновь принятый правовой акт определяет сферу применения контрольно-кассовой техники, устанавливает порядок ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, требования к ней и условия ее регистрации, а также обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих такую технику.

Начнем с того, что закон разграничил компетенцию между налоговыми органами и Центральным банком Российской Федерации в отношении деятельности кредитных организаций, связанной с эксплуатацией контрольно-кассовой техники.

Так, порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники, порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов будет определяться Банком России. Им же будет осуществляться контроль за соблюдением кредитными организациями требований рассматриваемого закона.

Между тем закон сохранил обязанность кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику, предоставлять соответствующую информацию по запросам налоговых органов.

Другим важным изменением является то, что перечень случаев, когда организации и индивидуальные предприниматели вправе реализовывать населению товары, работы и услуги без контрольно-кассовой техники, установлен самим законом, и, следовательно, теперь он не может быть ограничен ни органами исполнительной власти России, ни региональными органами власти.

Что же касается самого перечня, то он практически полностью воспроизводит ныне действующий (утвержден постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 г. № 745). В нем нашел отражение даже тот пункт действующего перечня, который был признан определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2002 г. № КАС 02-624 противоречащим федеральному законодательству, - пункт о приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома.

Пожалуй, можно отметить лишь две особенности, отличающие старый перечень от нового. Во-первых, новый перечень не содержит такого основания для осуществления расчетов без контрольно-кассовой техники, как зарегистрированное отключение электроэнергии. И во-вторых, по новому перечню реализация предметов религиозного культа, религиозной литературы, оказания соответствующих услуг в местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в установленном законодательством порядке, а равно реализация по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи, может осуществляться без применения контрольно-кассовой техники, независимо от принадлежности хозяйствующего субъекта к религиозным либо почтовым организациям. Во всяком случае, закон это не ограничивает.

Также следует отметить, что закон, очевидно, поставил точку в начатом еще в 1997 году процессе замены контрольно-кассовых машин без фискальной памяти техникой, обладающей такими возможностями. Через шесть месяцев после его вступления в силу, то есть после 28 декабря 2003 года, при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти станет невозможным.

Важной гарантией для юридических и физических лиц, использующих контрольно-кассовую технику, является норма закона, согласно которой в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей их дальнейшая эксплуатация может продолжаться до истечения нормативного срока амортизации.

Представляем вашему вниманию: карта Самары со снимками со спутника - это подробный план местности.

Свой бизнес
Последний номер:
Содержание

официоз
ТРЕТЬЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
конкурсы
У ВСЕХ У НАС ОБЩЕЕ ДЕЛО
лауреаты
ЕЛЕНА НИКИТИНА: "МЫ ОБЯЗАНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ МИРОВОМУ УРОВНЮ СЕРВИСА"
ЛЮБОВЬ К КНИГЕ
АЛЕКСАНДР ДМИТРОВ: "ИМИДЖ НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
патентоведение
Интеллектуальный бизнес
кадры
"Стоматолог" руководителя - дистанция власти
техника для бизнеса
Бытхим-завод: на столе
бизнес-леди
Нина Пантелеймон: "Я ДЕЛАЮ ТО ДЕЛО, КОТОРОЕ ЛЮБЛЮ"
деловое предложение
законодательство
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ Российской Федерации
мониторинг законодательства
страхование
Анатолий ВТОРОВ: "БЕСПЛАТНОГО СТРАХОВАНИЯ НЕ БЫВАЕТ!"
НЕ ОШИБИТЕСЬ В ВЫБОРЕ СТРАХОВЩИКА!
информационные технологии
КОМПЛЕКСНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ. ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ. КАК НАЧИНАТЬ АВТОМАТИЗАЦИЮ?
страницы истории
Пермско-сарапульский зодчий-актер
опыт
Оптимист из Валамаза
налоги
Имущественные налоговые вычеты для налогоплательщиков - физи-ческих лиц в связи с погашением процентов по ипотечным кредитам.
афиша
РЕПЕРТУАР ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ Удмуртии на май
интеллектуальный капитал
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ


Copyright 1997-2012 Свое Дело
Как создать свой бизнес с нуля