Содержание

последний номер
архив номеров
на первую страницу

ОПОРа
Что такое ОПОРА





Свое Дело
Свое Дело
слово гостю

С 1 июля ждите свой технический регламент
Игорь ЕГОРОВ

С 1 июля вступает в силу Федеральный закон "О техническом регулировании", в корне меняющий систему сертификации и стандартизации в России. Принятие данного закона обусловлено грядущим вступлением нашей страны в ВТО. О том, что меняет закон в отношениях между государством, потребителями и производителями, нашему корреспонденту рассказал Яков Наумович КРЫМСКИЙ, главный государственный инспектор по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений Удмуртской Республики.

- Яков Наумович, что это за закон, с чем связано его принятие и что он меняет в системе сертификации?

- Главной причиной принятия Закона РФ "О техническом регулировании" было, естественно, предстоящее вступление России в ВТО. Это обстоятельство заставляет Россию привести свою систему стандартизации в соответствие с международными стандартами и с международными соглашениями. Кроме того, одна из основных мотиваций - это необходимость снижения административного давления на бизнес внутри страны. Известно, что система стандартизации и сертификации чрезвычайно была бюрократизирована, поэтому у нас действует более пятисот тысяч различных нормативных актов и очень много ведомств, которые устанавливают различные требования к бизнесу. Они во многом противоречивы. А позиция должна быть одна, как везде в мире: государство устанавливает требования в виде законов, которые должны со стороны государства контролироваться. Все остальное устанавливает и контролирует сам бизнес. Это результат договоренности между производителем и потребителем. Исходя из этих позиций, Госстандартом России, Министерством экономического развития и торговли России в короткие сроки был разработан проект Закона "О техническом регулировании", который был принят Госдумой в конце декабря прошлого года. Вступает в силу он с 1 июля 2003 года. Во исполнение данного закона будут определены единые требования к продукции в виде технических регламентов, которые будут приниматься в виде федеральных законов и, как исключительный случай, указов Президента или постановлений Правительства России, которые потом все равно должны будут принимать вид федеральных законов. И только требования, указанные в этих законах, и должны будут соблюдаться производителями, контролироваться со стороны государства и гарантироваться для потребителей. Эти требования касаются безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды и предупреждения различной недостоверной информации, которая может привести к риску для жизни людей.

- Это национальные нормативы. Как они будут согласовываться с международными стандартами?

- Да, законы будут приниматься на национальном уровне, но основаны они будут на международных соглашениях, которые наша страна подписала с другими государствами в области технического регулирования либо международных стандартов, которые действуют в странах ВТО. Требования этих стандартов будут распространяться как на продукцию, которая реализуется внутри нашей страны, так и на ту, которая уходит за рубеж. Требования государства становятся более прозрачными, что очень важно. Эти технические регламенты может разрабатывать любое лицо. Нужно только пройти процедуру обсуждения с общественностью, в средствах массовой информации и так далее. Раньше это было прерогативой сугубо специализированных учреждений. На втором уровне все равно остаются стандарты. Стандарты могут быть национальные и стандарты предприятий. Эти стандарты приобретают добровольный характер, как во всем мире. Но они должны будут иметь доказательную базу, для того чтобы показать, что данный технический регламент выполняется.

Следующий очень важный момент. Облегчается доступ иностранных товаров на российский рынок. Потому что требования к продукции будут едины, административные барьеры будут снижены как для отечественной, так и для импортной продукции. С одной стороны, это должно подтолкнуть наши предприятия к созданию новой конкурентоспособной продукции, а с другой - они будут вступать в жесткую конкуренцию. А мы знаем, что у нас сейчас существуют целые отрасли промышленности, которые просто неконкурентны и, в принципе, могут умереть. Это одна из самых серьезных проблем вступления страны в ВТО. Она связана как раз с техническим регулированием. Эти отрасли определены: это молочная промышленность, микробиологическая, производство сельскохозяйственных машин, медицинской техники, автомобилестроение. То есть те отрасли, которым сейчас крайне трудно конкурировать с иностранными производителями.

Раньше государство отвечало за обязательную сертификацию продукции. Иными словами, доступ продукции на рынок был возможен только после того, как она проходила обязательную сертификацию. И государство гарантировало это качество. Когда в 1992 году в страну хлынул поток иностранного ширпотреба, это была единственная возможность контроля за этой продукцией. Тогда обязательная сертификация себя оправдывала. Сейчас создаются другие экономические условия. Мы идем по западному пути. На Западе обязательной сертификации практически нет. Только пять процентов продукции в западных странах подлежит обязательной сертификации. У нас сегодня эта цифра составляет примерно 70-80 процентов выпускаемой продукции. По данному закону планируется это число снизить до 10 процентов.

На Западе добровольная сертификация - один из инструментов конкурентной борьбы. Любая фирма стремится "обвесить" себя сертификатами качества. Офис руководителя непременно будет завешан этими документами. Мы тоже к этому идем. В конкурентной борьбе бизнес будет заинтересован в добровольной сертификации, в подтверждении третьей стороной, не обязательно, кстати, государством, того, что продукция качественна, безопасна и конкурентоспособна.

- Третья сторона - это, вероятно, какие-то предприятия или люди, которые должны иметь соответствующую квалификацию и оборудование, для того чтобы тестировать ту или иную продукцию?

- Совершенно верно. Третьей стороной может быть даже индивидуальный предприниматель. Но он должен быть аккредитован государством на право проведения оценки соответствия этой продукции. У него должна быть квалификация, соответствующее оборудование, пакет нормативной документации. Раньше всем этим занимались мы - федеральный надзорный орган. Это неправильно, потому что мы сами и контролировали, и оказывали платные услуги по тестированию продукции.

- В каком объеме все это вступает в силу с 1 июля. Наверное, еще не все готово для полного перехода на новые условия сертификации и стандартизации продукции?

- Совершенно верно. Мы не можем сейчас сказать, что с 1 июля все ГОСТы отменяются и их заменяет добровольная стандартизация - делайте все что угодно. Федеральным законом предусмотрен переходный период длительностью в семь лет. За эти семь лет должны быть приняты все федеральные законы со всеми техническими регламентами по всем видам продукции. До введения соответствующих регламентов на данный вид продукции действуют все существующие нормативные документы. То есть государственные стандарты продолжают действовать до момента выхода технического регламента, но только в части охраны окружающей среды, безопасности и еще некоторых факторов. Все должны понимать, что с 1 июля у нас никакого хаоса не будет. А проекты технических регламентов уже начали появляться в специализированных средствах массовой информации. Я уже говорил и продолжаю говорить о том, что российские предприятия и предприниматели должны участвовать в разработке технических стандартов и технических регламентов. Вот у нас появляется в Интернете один из первых регламентов на безалкогольные напитки. Это очень большой бизнес у нас в стране. А технический регламент создает компания "Кока-кола". Я хотел бы в связи с этим сказать, что нашей республике нельзя упускать вопросы технического регулирования, особенно оружия охотничьего и гражданского, нефтегазового оборудования. Это наши приоритеты. Необходимо попытаться внести в федеральный закон свои технические требования. Иначе завтра Запад введет какое-то требование, зная, что в нашей промышленности это еще не внедрено, и мы будем вынуждены закупать только западную продукцию. В этих вопросах будет очень активизирована лоббистская деятельность.

- Что будет с вашей организацией?

- Переходный период большой. В мае вышло постановление Правительства России по территориальным органам госстандарта, где снова закрепили государственный метрологический надзор, надзор за обязательными требованиями стандарта. На переходный период все останется по-прежнему. Впоследствии будет создан орган технического регулирования. Сейчас существует несколько его вариантов. То ли он будет на базе Госстандарта, то ли он будет на базе Министерства промышленности и науки. Этот орган будет уполномочен проверять соблюдение технических регламентов. Ожидаются большие изменения вообще в структуре контролирующих органов в стране. Их очень много, и они часто дублируют друг друга. По всей вероятности, в рамках административной реформы готовится укрупнение этих органов. Я думаю, что все это должно решиться даже в течение года. В этом году правительство уже обсуждало реформу контролирующих органов, и в июле, наверное, будут еще раз рассмотрены предложения по этому поводу.

- А торговля в этом случае несет ответственность за качество продукции?

- Конечно. Везде говорится, что торговля должна осуществлять входной контроль силами товароведов, например. Но, конечно, в большей степени ответственность падает на изготовителя. Законом будут предусмотрены жесткие санкции: вплоть до остановки производства и отзыва продукции с рынка. Как сейчас делают на Западе. Вот фирма "Дженерал Моторс" берет и отзывает несколько десятков тысяч своих автомобилей с рынка. Если будет доказано, что продукция угрожает безопасности, экологии и так далее - предприятие будет в судебном порядке принуждено отзывать свою продукцию и возмещать ущерб потребителям и предприятиям торговли. Как контролирующий орган, именно мы будем инициировать такого рода процедуры.

- Я думаю, что сейчас нужно просто сказать нашим читателям, что с 1 июля началось время реализации закона, но никаких серьезных изменений пока не будет.

- При реализации этого закона только к концу этого года должно быть принято 21 постановление Правительства России и внесены изменения не в один десяток законов. А пока вышло только два, насколько я знаю. Семь лет - это конечный результат, но проходит время - и появляется очередной технический регламент, и сразу государство начинает концентрировать контроль только на продукции, определенной этим регламентом. А производители и торговля сейчас должны просто следить за выходом технических регламентов. Появляется технический регламент - изменяется ситуация.

Беседовал Игорь ЕГОРОВ

Предложение месяца: квартиры в Кирове посуточно! Всегда чистое постельное белье и посуда, низкие цены. Возможна аренда с оплатой за час.

Свой бизнес
Последний номер:
Содержание

официоз
ТРЕТЬЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
конкурсы
У ВСЕХ У НАС ОБЩЕЕ ДЕЛО
лауреаты
ЕЛЕНА НИКИТИНА: "МЫ ОБЯЗАНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ МИРОВОМУ УРОВНЮ СЕРВИСА"
ЛЮБОВЬ К КНИГЕ
АЛЕКСАНДР ДМИТРОВ: "ИМИДЖ НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
патентоведение
Интеллектуальный бизнес
кадры
"Стоматолог" руководителя - дистанция власти
техника для бизнеса
Бытхим-завод: на столе
бизнес-леди
Нина Пантелеймон: "Я ДЕЛАЮ ТО ДЕЛО, КОТОРОЕ ЛЮБЛЮ"
деловое предложение
законодательство
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ Российской Федерации
мониторинг законодательства
страхование
Анатолий ВТОРОВ: "БЕСПЛАТНОГО СТРАХОВАНИЯ НЕ БЫВАЕТ!"
НЕ ОШИБИТЕСЬ В ВЫБОРЕ СТРАХОВЩИКА!
информационные технологии
КОМПЛЕКСНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ. ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ. КАК НАЧИНАТЬ АВТОМАТИЗАЦИЮ?
страницы истории
Пермско-сарапульский зодчий-актер
опыт
Оптимист из Валамаза
налоги
Имущественные налоговые вычеты для налогоплательщиков - физи-ческих лиц в связи с погашением процентов по ипотечным кредитам.
афиша
РЕПЕРТУАР ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ Удмуртии на май
интеллектуальный капитал
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ


Copyright 1997-2012 Свое Дело
Как создать свой бизнес с нуля