Содержание

последний номер
архив номеров
на первую страницу

ОПОРа
Что такое ОПОРА





Свое Дело
Свое Дело
патентоведение

Интеллектуальный бизнес
Георгий НИКОЛАЕВ, начальник патентно-лицензионного отдела ФГУП "ИЭМЗ "Купол"

Продолжая тему индивидуализации бизнеса, начатую в декабрьском номере газеты, необходимо отметить, что товарный знак является основным элементом фирменного стиля. Фирменные бланки, визитки, буклеты, каталоги, значки и многое другое, что определяет фирменный стиль организации, начинается именно с него.

Что можно порекомендовать при выборе товарного знака?

В соответствии с Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и мест происхождения товаров" товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, комбинированными, объемными, звуковыми, обонятельными и другими. Закон не ограничил перечень видов товарных знаков в уверенности, что россияне придумают что-нибудь еще для различения товаров и услуг одной фирмы от товаров и услуг другой фирмы. Честно говоря, с обонятельными знаками в Удмуртии пока напряженка. Звуковые позывные на радио и телевидении широко используются, но регистрировать их в качестве товарных знаков пока не торопятся. Объемные знаки рекомендуют в основном для упаковки сувенирной продукции и флакончиков для духов. Сейчас появилось много прекрасных сосудов для горячительных напитков. Если у производителей есть желание охранять от копирования эти оригинальные сосуды вечно, то можно и их зарегистрировать в качестве товарных знаков.

Но все же наиболее распространенными являются товарные знаки, которые можно печатать и произносить.

Словесные товарные знаки представляют собой слова или сочетания букв. Изобразительными называют знаки, которые не читаются, грубо говоря, - картинки. Комбинированные знаки - это сочетание букв и картинок.

Специалисты считают, что по степени воздействия на потребителя словесный товарный знак наиболее сильный. Очевидны преимущества словесных товарных знаков в рекламной деятельности. К ним применимы практически все виды и способы рекламы, в то время как для изобразительных знаков реклама по радио, телефону или в устном общении невозможна. Комбинированный знак, если картинка органично дополняет слово, а не забивает его, тоже хорош.

Графические знаки это дело художественного вкуса. А в отношении словесных знаков можно привести ряд рекомендаций.

В России, как правило, используют слова из русского или английского языков. В последнее время мода на иностранное пошла на убыль. Но если предвидятся экспортные операции, можно и "по-ихнему". Самые мудрые выходят из положения, строя знак из букв, которые одинаково пишутся по-русски и по-английски. Вообще-то для товарных знаков не обязательно использовать слова, имеющие смысл. Искусственные слова, имеющие фантазийный характер, выделяются новизной и оригинальностью, поэтому имеют большие шансы на государственную регистрацию в качестве товарных знаков. Применение оригинального шрифта повышает эстетические достоинства знака.

Изобразительные товарные знаки, как правило, представляют собой изображения неодушевленных предметов, символов, абстрактных изображений, а также изображения животных и птиц. Изображение обычно пытаются ассоциативно связать с деятельностью предприятия, с видами товаров и услуг.

Придание словесному или графическому знаку слишком узкой смысловой нагрузки может в будущем привести к несоответствию товарного знака и сферы деятельности.

Количество знаков, зарегистрированных на имя одного и того же предприятия, законодательством не регламентируется. Можно иметь один главный товарный знак, причем желательно, чтобы он совпадал с фирменным наименованием или его частью, а также серию знаков, соответствующих номенклатуре выпускаемых изделий или оказываемых услуг.

Если товарный знак включает основной элемент фирменного наименования, то с его помощью рекламируются одновременно и фирма, и ее товар или услуги.

Эффективность использования товарного знака во многом зависит от его рекламоспособности, то есть от его оригинальности, лаконичности, эстетичности (включая благозвучие), а также технологичности. Здесь не лишней будет помощь специалистов.

Удачный товарный знак способствует продвижению товаров и услуг владеющей им фирмы и позволяет запретить использование недобросовестными конкурентами ее имиджа.

Но запретить пользоваться своими исключительными правами на использование товарного знака можно только после его регистрации в едином государственном реестре товарных знаков. До этого момента любое лицо вправе беспрепятственно его использовать, а также может подать заявку на регистрацию его на свое имя.

Государственную регистрацию и ведение реестра товарных знаков осуществляет государственный орган - Агентство по патентам и товарным знакам, или короче - Роспатент.

Для государственной регистрации необходимо подготовить и направить в патентное ведомство заявку по установленной форме и копию платежки об уплате госпошлины.

В заявке указывается перечень товаров и услуг по международной классификации, для которых будет применяться товарный знак. Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) обновляется каждые 5 лет. С 1 января 2002 года действует 8-я редакция, содержащая 34 класса товаров и 11 классов услуг. Но классы используются лишь для облегчения поиска и экспертизы, а также для исчисления размера пошлины. Фактически регистрация производится не в отношении классов, а в отношении конкретных товаров и услуг. В заявке товары и услуги должны быть указаны в строгом соответствии с терминами, приведенными в действующей редакции МКТУ.

Определяя перечень товаров и услуг, на который будет испрашиваться регистрация, необходимо знать, что в отношении других товаров и услуг, не зарегистрированных вами, сходный товарный знак может зарегистрировать другая фирма. Поэтому перечень товаров и услуг стоит выбирать с перспективой на расширение видов деятельности.

Конечно, заманчиво зарегистрировать свой товарный знак во всех 45 классах, указав много разных товаров и услуг. Но от количества выбранных классов будет зависеть размер государственной пошлины за регистрацию. Кроме того, отсутствие фактов использования товарного знака для обозначения каких-либо из перечисленных товаров и услуг в течение 5 лет дает право любому лицу подать заявление на прекращение его действия для данных товаров и услуг.

Конкуренция в сфере товарных знаков в последние годы резко возросла. В Роспатенте ежегодно регистрируется около 10 000 товарных знаков. Поэтому велика вероятность того, что заявленный товарный знак окажется неоригинальным и в регистрации ему будет отказано. Причем отказано будет примерно через 12 месяцев после подачи заявки. Таков средний срок рассмотрения заявки в Роспатенте. Это обидная потеря времени. С целью предотвращения подобных неудач необходимо обратиться в ближайший патентный отдел, у которого есть доступ к базам данных Роспатента, и провести предварительную экспертизу товарного знака на новизну.

Предварительная экспертиза, проведенная профессионально, позволяет оценить вероятность отказа в регистрации. Проводится она на стадии подготовки заявки на регистрацию методом сравнения проекта товарного знака с товарными знаками, ранее зарегистрированными в России. Такая процедура требует участия специалиста. По результатам экспертизы, оценив вероятность предъявления претензий, можно принимать решение о возможности использования товарного знака сразу после подачи заявки, не дожидаясь получения свидетельства. Как уже говорилось в предыдущей статье, оптимально, если такая экспертиза проводится в отношении фирменного наименования еще до создания фирмы.

В законе записано, что не может быть зарегистрирован товарный знак, если он сходен до степени смешения с товарным знаком, ранее зарегистрированным в РФ в отношении однородных товаров и услуг. Вот эти понятия, "сходен до степени смешения" и "однородные товары и услуги" чаще всего и являются основой для спора с государственной экспертизой. В этих спорах также требуется подключение патентоведа для квалифицированной аргументации прав заявителя в переписке с экспертом патентного ведомства.

Еще одна небольшая рекомендация в целях экономии времени. Если вы выбрали в качестве своего товарного знака слово или сочетание букв и уверены в выборе, то не стоит терять времени на его художественную проработку, это можно сделать и позже. Рационально сразу же начать работу по регистрации. Зарегистрировав словесный знак, изображенный стандартным шрифтом, вы сможете беспрепятственно использовать его в любом художественном исполнении, не рискуя нарушить чьи-либо права. Часто для повышения надежности защиты параллельно защищается транскрипция словесного товарного знака буквами латинского алфавита.

За предоставление исключительных прав на товарный знак государство взимает пошлину. Ее размер также периодически меняется. С 18 января 2002 года за подачу заявки на регистрацию товарного знака и его экспертизу в отношении одного класса товаров и услуг взимается пошлина 8500 руб.

За каждое юридически значимое действие - изменения, возражения, изменение сроков ответа - взимается дополнительная пошлина.

В случае принятия государственной экспертизой решения о регистрации заявленного товарного знака, за внесение в государственный реестр и выдачу свидетельства на товарный знак придется уплатить еще 10 тыс. рублей.

Деньги это сравнительно небольшие. Затратив их, можно сэкономить или заработать гораздо больше. Например, ОАО "Ленэкспо" с 1994 года проводило выставки под названием "Зооиндустрия". Добилась определенной популярности этих выставок. А в 1997 году получила иск от ООО "Зоообозрение", владеющего товарным знаком "Зооиндустрия". В результате пришлось менять название выставки и потерять наработанный имидж.

НПК "Цителед" предъявила иск к ОАО "Самсон" за использование на медицинских препаратах товарного знака "Простатилен". Под угрозой проигрыша в суде стороны договорились, что ОАО "Самсон" будет продолжать использовать раскрученный товарный знак, но при этом заплатит компенсацию в 85 тыс. руб. и в дальнейшем будет выплачивать ежемесячно 6 процентов от объема продаж данного препарата.

Как обстоят дела с товарными знаками в Удмуртии.

За последние 10 лет предпринимателями республики зарегистрировано всего 386 товарных знаков. Это, конечно, мало, тем более, что многие предприятия регистрируют по несколько знаков.

Например, Ижмаш регистрирует все свои новые модели ружей, ликероводочные магазины активно защищают свои сорта напитков.

На слуху у ижевчан уже известные товарные знаки: "Астра", "Ваш дом", "Италмас", "Техкрим", "Толстяк", "Хольстер", "Элми", "Ремас" и другие.

Но, к сожалению, есть, на мой взгляд, у наших предпринимателей и менее удачные товарные знаки, содержащие либо плохо произносимое сочетание букв типа ФЭ, ПЛ, ИП, ТК, УКП, УХК, УЛЭ, либо слишком длинное выражение типа "Общество содействия педагогическим инициативам", либо вообще содержащие только графику без словесных элементов.

Если у фирмы неудачный товарный знак, но большие планы на будущее, целесообразно не тратить время и деньги на его раскрутку, а разработать новый эффективный товарный знак. Он поможет сделать вашу фирму узнаваемой, повысит результативность рекламы. Раскрученный товарный знак поможет вашим внукам уверенно продолжать начатое вами дело, используя сконцентрированный в нем положительный имидж вашего многолетнего труда.

Объявления по купле-продаже жилья: продам квартиру в Кирове без посредников. Возможна ипотека, рассрочка, использование материнского капитала. Рассмотрю варианты обмена квартиры на дом.

Свой бизнес
Последний номер:
Содержание

официоз
ТРЕТЬЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
конкурсы
У ВСЕХ У НАС ОБЩЕЕ ДЕЛО
лауреаты
ЕЛЕНА НИКИТИНА: "МЫ ОБЯЗАНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ МИРОВОМУ УРОВНЮ СЕРВИСА"
ЛЮБОВЬ К КНИГЕ
АЛЕКСАНДР ДМИТРОВ: "ИМИДЖ НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
патентоведение
Интеллектуальный бизнес
кадры
"Стоматолог" руководителя - дистанция власти
техника для бизнеса
Бытхим-завод: на столе
бизнес-леди
Нина Пантелеймон: "Я ДЕЛАЮ ТО ДЕЛО, КОТОРОЕ ЛЮБЛЮ"
деловое предложение
законодательство
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ Российской Федерации
мониторинг законодательства
страхование
Анатолий ВТОРОВ: "БЕСПЛАТНОГО СТРАХОВАНИЯ НЕ БЫВАЕТ!"
НЕ ОШИБИТЕСЬ В ВЫБОРЕ СТРАХОВЩИКА!
информационные технологии
КОМПЛЕКСНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ. ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ. КАК НАЧИНАТЬ АВТОМАТИЗАЦИЮ?
страницы истории
Пермско-сарапульский зодчий-актер
опыт
Оптимист из Валамаза
налоги
Имущественные налоговые вычеты для налогоплательщиков - физи-ческих лиц в связи с погашением процентов по ипотечным кредитам.
афиша
РЕПЕРТУАР ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ Удмуртии на май
интеллектуальный капитал
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ


Copyright 1997-2012 Свое Дело
Как создать свой бизнес с нуля