Содержание

последний номер
архив номеров
на первую страницу

ОПОРа
Что такое ОПОРА





Свое Дело
Свое Дело
афиша

Театр Ольги Александровой
Игорь ШКЛЯЕВ

Молодой театральный режиссер Ольга Александрова известна не только в Удмуртии, не только в Москве, но и за рубежом. Каждый год к ней в Ижевск приезжают виднейшие представители культуры Норвегии, Финляндии и других стран. Если вы будете приглашены в ее скромную квартиру хрущевского образца, где живет ее сестра с дочерью, мама и кот, вы увидите среди множества книг, статей о ее творчестве, ее фотографии, где она общается со своими зарубежными друзьями, именитыми московскими актерами. Мне особенно запомнилась фотография, где Ольга Александрова с Сергеем Юрским.

Ольга Александрова добилась успеха практически с самого начала своей творческой деятельности. Она сотворила спектакль, где весь реквизит и костюмы вмещались в один чемодан. Выступать таким образом можно было хоть во Дворце съездов, хоть в метро. Любой двор, подъезд могли стать театром. Но не Дворец съездов аплодировал художнику. Ей аплодировали зрители Финляндии, Норвегии, Голландии, Швеции, Венгрии, Эстонии. Спектакль этот назывался "Три свадебных напева" и был построен на удмуртском фольклорном материале.

Представьте себе, что за пределами зала слышится негромкое пение, удары бубна и глубокий голос, им вторящий. Затем, двигаясь согласованно с ритмом бубна, появляется женская фигура, одетая в свободную белую с красной окантовкой одежду. Пение, звучание бубна, цвет, пластика невольно включают нас в некий сакральный акт. Здесь рассказ о жизненном уделе человека в понимании удмурта. Рождение - это свадьба с жизнью. (Понятие свадьба вообще у удмуртского народа гораздо более широкое, нежели у русских). Первый свадебный напев и посвящен первому фундаментальному событию в жизни человека - соединению его с жизнью. Второй свадебный напев - это выбор спутника жизни, выбор человека, с которым проживешь до смерти. Третий свадебный напев - это смерть. Соединение личности со смертью или свадьба "наизнанку". На протяжении всего спектакля второе действующее лицо - бубен. В начале спектакля он - колыбель младенца. Затем бубен выполняет роль площадки для двоих, когда решается вопрос выбора спутника жизни. Но приходит время, когда наступает время третьей свадьбы. Актриса переворачивает бубен вместе с человеком под безутешное оплакивание женщины, оставшейся на верхней его стороне...

Ольга Александрова родилась в селе Сюмси в 1963 году. Провела детство на юге Удмуртии, в Можгинском районе. В 1967 году, после смерти отца, семья переехала в Ижевск. Детские впечатления естественным образом на всю жизнь остались в ее мироотношении. Они и были, прежде всего, тем материалом, той основой, на которой возник ее моноспектакль.

Самостоятельную жизнь Ольга Александрова начинала с работы в библиотеке, затем - методический центр Министерства культуры Удмуртии, Нижнетагильский и Ижевский театры кукол. В Нижнем Тагиле был создан ее первый моноспектакль "Слово о полку Игореве" на древнерусском языке, который в силу объективных обстоятельств не имел широкого зрителя (1991 г.). Идея создать моноспектакль на удмуртском фольклорном материале появилась во время поездки в Эстонию.

Начался период изучения финно-угорского фольклора как феномена этнографии. Консультантами моноспектакля "Три свадебных напева" стали доктор филологических наук Татьяна Владыкина и доктор исторических наук профессор Владимир Владыкин. Премьера спектакля состоялась в Финляндии, в г. Нурмесе на финно-угорском театральном фестивале в 1994 году. Спектакль стал сенсацией фестиваля.

Следующий этап в творчестве Ольги Александровой - спектакль "Тристан и Изольда". На этот раз в постановке были заинтересованы сильные мира сего. Были выделены хорошие деньги, была сцена, штат работников. Из разных театров приглашены замечательные актеры, такие как Анатолий Морозов, Юрий Малашин, Алексей Ложкин, Игорь Люкин и другие. Спектакль решался в контексте противоречия язычества и христианства, в контексте сопоставления финно-угорской языческой культуры, языческого миросозерцания и северной европейской (нордической) цивилизованной духовной структуры кельтских народов начала средних веков с их христианским мировоззрением.

После премьеры "Тристана и Изольды" было много хвалебных слов со стороны правительства, со стороны творческой интеллигенции. Через полгода спектакль показали в Финляндии. Известный режиссер Марк Захаров, чрезвычайно скупой на положительные рецензии, очень хорошо отозвался о "Тристане и Изольде".

Мало кто предполагал, что будет такой грандиозный успех, в том числе и те, кто работал в этом спектакле. С течением времени все больше останавливаешься в мыслях на "Тристане" с точки зрения концепции свободы, которая проходит красной нитью через весь спектакль. Христианская традиция не позволяет давать волю чувствам. Но победа любви, несмотря на смерть героев, предопределена и окрашена языческой мировоззренческой позицией. Там, на земле, куда пытался уйти от своей любви Тристан, был языческий край с его обрядами. Но любовь Тристана осталась на христианской земле. Несовместимость свободы и европейской христианской (средневековой) морали - одна из нерешенных задач современного общества. "Тристан и Изольда" в свете сегодняшних дней чрезвычайно актуален. Вопрос правил игры и свободы - вечный вопрос.

Ольга сочетает в себе доброжелательность с силой внушения и практического ума. Будучи удмурткой, она вытаскивает из себя глубинную суть удмуртского характера, мировоззрения и обобщает это на уровне общечеловеческих проблем, когда начинает творить. Будь то "Три свадебных напева" или "Тристан и Изольда", или следующий ее спектакль на японскую тему "Журавлиные перья".

В качестве сувениров и подарков предлагались христианские футболки с принтами на заказ из натуральных качественных материалов.

Свой бизнес
Последний номер:
Содержание

официоз
ТРЕТЬЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
конкурсы
У ВСЕХ У НАС ОБЩЕЕ ДЕЛО
лауреаты
ЕЛЕНА НИКИТИНА: "МЫ ОБЯЗАНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ МИРОВОМУ УРОВНЮ СЕРВИСА"
ЛЮБОВЬ К КНИГЕ
АЛЕКСАНДР ДМИТРОВ: "ИМИДЖ НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
патентоведение
Интеллектуальный бизнес
кадры
"Стоматолог" руководителя - дистанция власти
техника для бизнеса
Бытхим-завод: на столе
бизнес-леди
Нина Пантелеймон: "Я ДЕЛАЮ ТО ДЕЛО, КОТОРОЕ ЛЮБЛЮ"
деловое предложение
законодательство
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ Российской Федерации
мониторинг законодательства
страхование
Анатолий ВТОРОВ: "БЕСПЛАТНОГО СТРАХОВАНИЯ НЕ БЫВАЕТ!"
НЕ ОШИБИТЕСЬ В ВЫБОРЕ СТРАХОВЩИКА!
информационные технологии
КОМПЛЕКСНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ. ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ. КАК НАЧИНАТЬ АВТОМАТИЗАЦИЮ?
страницы истории
Пермско-сарапульский зодчий-актер
опыт
Оптимист из Валамаза
налоги
Имущественные налоговые вычеты для налогоплательщиков - физи-ческих лиц в связи с погашением процентов по ипотечным кредитам.
афиша
РЕПЕРТУАР ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ Удмуртии на май
интеллектуальный капитал
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ


Copyright 1997-2012 Свое Дело
Как создать свой бизнес с нуля