Содержание

последний номер
архив номеров
на первую страницу

ОПОРа
Что такое ОПОРА





Свое Дело
Свое Дело
страницы истории

Чебаки на Вотке, их судьба, якоря и шпили
Евгений ШУМИЛОВ, доктор исторических наук

Ижевцы, известно, рябинники. Воткинцы (слава Богу, наши журналисты еще не прилепили им ужасное ":чане"), что менее известно, дразнились как чебаки. По словарю

В.И.Даля, это или крупный лещ, или особая меховая шапка, или водяное растение, или скребок на горных заводах.

Вернее всего, мастеровым с берегов Вотки или же их соседям (тем, кто дразнил) казалось ближе последнее значение старинного слова. Все же Воткинский завод основывался как горный, был в горном ведомстве втрое дольше Ижевского завода и, наконец, стоит ближе к горному Уралу.

Что-то этакое воткинцы скребли тем самым чебаком во время неких металлургических процессов. Воткинский железоделательный завод еще во времена дерябинские приобрел славу своеобразной опытной лаборатории для всего Урала.

Ижевцев и воткинцев очень многое сближало, несмотря на долгое подчинение разным ведомствам. Это, во-первых, некоторая изолированность от "большой" России, то есть кондовая патриархальность. Во-вторых, бесспорна особо крепкая связь с земледелием и рыбалкой. Кстати, пруды наши удивительным образом сходны по очертаниям. Воткинский только меньше по площади водного зеркала на 4 кв. км. Затем надо отметить сходство фольклора и диалекта. Завод на Вотке закладывали пермяки, они же через пару лет пришли и на берега Ижа. Пермская родословная нас сближает.

Воткинцы и ижевцы хитроваты, независимы, всегда "себе на уме". Стоит только напомнить знаменитое ижевско-воткинское восстание в августе 1918 года, когда наши рабочие дружно поднялись против гнета большевиков. В 1919 году Воткинская дивизия станет одной из лучших в Сибирской армии адмирала А.В.Колчака! Синие погоны и петлицы воткинцев, надо полагать, напоминали им в Сибири о синеве своего "лебединого озера", вдохновлявшего еще малыша Петю Чайковского. Красив пруд был и без лебедей. Современники композитора писали о "десятках челноков на пруду, ярко освещенных горящими лучинами".

Так получилось, что изделия воткинцев преимущественно были связаны со стихией воды: якоря, пароходы, мосты, землечерпалки, драги:

В 1779 году был основан Черноморский флот, и одновременно указ Екатерины II повелел ковать якоря для Адмиралтейства на Воткинском заводе. Сразу заложили большую фабрику с восемью горнами и тремя молотами. Был прислан якорный мастер Адмиралтейства, который обучил подмастерьев - и в 1782 году изделия пошли. Были они крохотными (т.н. "брандеги" в 20 фунтов) и огромными, в 300 пудов. Силуэт якоря порой был очень сложен, поэтому приходилось предварительно вычерчивать его в натуральную величину и готовить лекала. Сначала якоря делали по древнерусскому способу, а с 1834 года - по английским образцам.

Самый знаменитый воткинский якорь был уничтожен в 1935 году по идеологическим соображениям! Все станет понятно из надписи на пьедестале: "Его Императорское Высочество государь Цесаревич наследник всероссийского престола Великий Князь Александр Николаевич удостоил ковать своими руками сей якорь в Троицкой якорной фабрике при посещении своем Камско-Воткинского завода 22 мая 1837 года". Память о будущем Александре II Освободителе, разумеется, полагалось выкорчевывать.

Но одновременно выкорчевали и память как о замечательных мастеровых, которым помогал трудолюбивый и любопытный наследник, так и об отце композитора. На другой литой плите было сказано, что якорь сей в 167 пудов 8 фунтов сделан по английскому способу при горном начальнике подполковнике И.П.Чайковском и управляющем майоре В.И.Романове. Последний, кстати, сам выполнил на следующий год весьма художественный проект памятника-якоря. Современники восхищались: "Глазам нашим открылся якорь, как исполин, твердою ногою стоящий на пьедестале, обвешанный цепными канатами, окруженный роскошной чугунной решеткою". Главным исполнителем проекта был мастер Платон Светлаков, настоящий художник по металлу. Было там 12 медных орлов с позолотой, бронзовые капители, насечка серебром: Впрочем, сам якорь, не исключено, до сих пор висит на какой-нибудь камской барже.

В 1959 году в ознаменование 200-летия завода воткинцы все же поставили памятник-якорь. Но - кургузо нелепый, легче на 37 пудов, без геральдики, без ограды, на другом месте. Это память?

Якоря ковали и ижевцы. Ничуть не меньше и не хуже. Но только до начала у нас значительно более сложного производства - оружейного. На старых наличниках ижевских и воткинских изб до сих пор можно встретить перекрещенные якоря как напоминание о славном прошлом заводов-братьев. Это народная память.

А чебаки зато превзошли рябинников крупногабаритным проектом. В 1846 году при Воткинском заводе была основана судоверфь. За восемь десятилетий корабелы-чебаки склепают там более 400 судов. Первыми пароходами были "Астрабад" (на спуске его в 1848 году присутствовал сын горного начальника, будущий композитор), "Граф Вронченко" с двигателем в 100 лошадиных сил, "Урал", "Кура", "Работник": Где истлевают их каркасы?

В середине 1860-х годов общество "Кавказ и Меркурий" гоняло по Каме пароход "Вотяк". Приходится предполагать, что строили его чебаки с берегов Вотки. Кто еще будет называть свое изделие в честь удмуртов?

1907 годом датируется воткинское скороходное чудо (25 верст в час) - пароход, странно поименованный "Мануфактур-советник". Тогда же был построен пароход "Граф Строганов". В 1910 году были сданы пароходству И.Любимова некие "винтовые теплоходы" под названиями "П.А.Столыпин", "В.И.Тимирязев", "П.П.Боклевский".

Завод имел и собственное пароходство. Суда "Вулкан", "Перекат", "Воткинский завод", "Шаркан", "Стрела" доставляли по пруду и Каме дрова, казенные и частные грузы.

Кама в те годы была насыщена сотнями грузовых и пассажирских судов. Нынче же у Сарапула порой за несколько часов не заметишь ни одной посудины.

В начале 1910-х годов уездная и губернская пресса неоднократно подчеркивала, что воткинским корабелам сие экзотическое для нас дело приносило одни убытки: "Рабочие называют пароходы "золотыми". Инженеры разорили ими завод"; "За "Графа Строганова" уплачено 185 тысяч рублей, а заводу он стал под 300 тысяч". Но, видно, какой-то азарт заставлял воткинцев ввязываться в этот бизнес. Престиж, имидж: Нечто вроде гонки в космосе.

Кстати, четыре года назад воткинские машиностроители поставили у своего заводоуправления на вечную стоянку, как памятник, еще одно свое весьма престижное изделие: оперативно-тактическую ракету "8-К-14". Именно она, известная на Западе как "СКАД-Б", дольше всего находилась и находится на вооружении. Разные модификации этой ракеты изготовлялись в Воткинске с 1958 по 1987 год.

Воткинцы - доки по части громоздких, но надежных конструкций. Всероссийскую известность получила история со шпилем Петропавловского собора в одноименной крепости в Санкт-Петербурге. Конструкции петровской эпохи обветшали, поэтому в конце 1857 года инженер Д.И.Журавский разработал новый оригинальный проект. Честь исполнить его выпала нашим чебакам не только в силу их особой искусности в работе, но и потому, что продукция их обычно обходилась казне много дешевле, чем на других уральских заводах. Под смотрением талантливого горного инженера, начальника Воткинского завода А.А.Иоссы мастеровые отковали, а затем для пробы собрали и разобрали на заводском дворе каркас шпиля высотой под 50 метров.

Затем на особых баржах-коломенках драгоценный груз отправили по Вотке, Каме, Волге до Твери, а оттуда в столицу на железнодорожных платформах. Всегда рядом было 29 самых искусных мастеровых под смотрением техника И.Я.Девятова. В августе 1858 года чебаки уже расположились табором под величественными стенами взмывающей в небо, что ракета, колокольни Петропавловского собора. Сами лезли на верхотуру, монтируя свой каркас по новаторской технологии, предложенной инженером П.П.Мельниковым. Через 40 дней работа завершилась. Непоколебимо шпиль парит до сих пор! Реставрационные же работы по сборной колокольне и ее шпилю, что идут сейчас в преддверии 300-летия Санкт-Петербурга, касаются только внешней отделки, но не воткинской "начинки".

Замечательно, что еще до Петропавловского собора, в 1839 году, воткинцы примерно так же украсили колокольню и своего Благовещенского собора, что в центре города-завода, по оси плотины. Конечно, шпиль здесь раз в пять короче, но общий силуэт и характер конструкции весьма схожи. Кстати, через два десятилетия после того при расширении своего собора воткинцы прибегли к консультациям Д.И.Журавского. А один из пробных чертежей реконструкции собора, что от 1848 года, украсила затейливая подпись проектировщика: "Достоевскiй". Разглядев ее там впервые, я, естественно, вспомнил, что Федор Михайлович в 1843 году закончил "полный курс инженерных наук" и служил в чертежной Инженерного департамента. Но более тщательное изучение архивных дел убедило, что у нас все же подпись младшего брата великого писателя - Андрея Михайловича Достоевского. В 1848 году он как раз начал служить в Департаменте проектов и смет Главного строительного управления, курируя работы по воткинскому Благовещенскому собору.

В 1862 году в средний ярус колокольни подняли самый большой колокол, пудов на триста. Через шесть лет колокольня была заново оштукатурена, представ во всей своей красе. А весной 1929 года на соборе спилили кресты и сбросили колокол, растесав попутно стенки среднего яруса, чтобы протащить это чудо литейного искусства. На следующий год уничтожены оказались уже и сама колокольня, и великолепный купол. То, что возвышается сейчас на главной площади Воткинска, можно считать жалким обрубком памятника архитектуры русского классицизма. Но православные чебаки, уверен, возродят свою святыню!

О других делах славных чебаков читайте в следующем номере "Своего дела".

Свой бизнес
Последний номер:
Содержание

официоз
ТРЕТЬЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
конкурсы
У ВСЕХ У НАС ОБЩЕЕ ДЕЛО
лауреаты
ЕЛЕНА НИКИТИНА: "МЫ ОБЯЗАНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ МИРОВОМУ УРОВНЮ СЕРВИСА"
ЛЮБОВЬ К КНИГЕ
АЛЕКСАНДР ДМИТРОВ: "ИМИДЖ НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
патентоведение
Интеллектуальный бизнес
кадры
"Стоматолог" руководителя - дистанция власти
техника для бизнеса
Бытхим-завод: на столе
бизнес-леди
Нина Пантелеймон: "Я ДЕЛАЮ ТО ДЕЛО, КОТОРОЕ ЛЮБЛЮ"
деловое предложение
законодательство
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ Российской Федерации
мониторинг законодательства
страхование
Анатолий ВТОРОВ: "БЕСПЛАТНОГО СТРАХОВАНИЯ НЕ БЫВАЕТ!"
НЕ ОШИБИТЕСЬ В ВЫБОРЕ СТРАХОВЩИКА!
информационные технологии
КОМПЛЕКСНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ. ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ. КАК НАЧИНАТЬ АВТОМАТИЗАЦИЮ?
страницы истории
Пермско-сарапульский зодчий-актер
опыт
Оптимист из Валамаза
налоги
Имущественные налоговые вычеты для налогоплательщиков - физи-ческих лиц в связи с погашением процентов по ипотечным кредитам.
афиша
РЕПЕРТУАР ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ Удмуртии на май
интеллектуальный капитал
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ


Copyright 1997-2012 Свое Дело
Как создать свой бизнес с нуля