Содержание

последний номер
архив номеров
на первую страницу

ОПОРа
Что такое ОПОРА





Свое Дело
Свое Дело
страницы истории

Пермско-сарапульский зодчий-актер
Евгений ШУМИЛОВ, доктор исторических наук

В предыдущей статье я рассказал об истории наших деловых экономических связей с Пермью и Пермской губернией. Но весьма существенными были также наши архитектурные, художественные связи.

Наш общий край, Прикамье, был един по своему архитектурно-художественному облику, поскольку определялся он сходными природными условиями и общими мастерами. Особенно ярко сходство это проявляется на примере Сарапула. "Маленькая Пермь" - так хочется сказать, разглядывая сарапульские постройки и ансамбли, чем-то неуловимо напоминающие пермские.

Один из главных "виновников" этого - знаменитый пермяк Александр Бонавентурович Турчевич. Он родился в 1855 году на Киевщине в дворянской семье польского происхождения. Учился в Строгановском училище живописи и зодчеству. Очень серьезно занимался также театром. Прикамским театралам он был известен под сценическим псевдонимом "Глумов". Но главным делом Турчевича все же стало проектирование и строительство. Данный бизнес был наиболее выгоден в Прикамье в условиях пореформенного экономического бума.

В 1884 году антрепренер "Глумов" впервые прибыл в Пермь, привезя еще неизвестную пермякам постановку "Горя от ума" А.С.Грибоедова. Но уже на следующий год А.Б.Турчевич сдал экзамен на право производства строительных работ и начал принимать заказы. "Строительно-техническое бюро А.Б.Турчевича" оказалось первым и долгое время единственным в огромном регионе, включавшем и южную Удмуртию. Сарапульские купцы просто обязаны были прийти на поклон в то бюро. До вятских губернских архитекторов добираться непомерно далеко. Ижевские же заводские архитекторы являлись людьми военными. Заниматься частными заказами им считалось неэтичным.

Бюро А.Б.Турчевича вело весьма прибыльный и широкий бизнес. Судить об этом можно, например, по его рекламе в адрес-календаре на 1908 год: "Составление всевозможных проектов и смет. Производство строительных работ. Специальности: железобетонные конструкции, водяное и паровое отопление низких давлений, вентиляция, канализация. Бюро помещается в Перми, Екатерининская улица, собственный дом. Телефон № 77. Адрес для писем и телеграмм - Пермь, Турчевич".

Новую по тем временам организационную форму ("частное бюро") возродят в начале 1990-х годов и ижевские архитекторы, открывшие уже с десяток частных "мастерских". Крупные "проектные институты" к тому времени показали свою косность, неповоротливость, забюрократизированность.

А.Б.Турчевич много занимался сугубо техническими, строительными проблемами, но все же всегда оставался художником, творцом, Зодчим! Официально же титуловать себя "архитектором-художником" он смог только после 1895 года, когда закончил заочно Петербургскую Академию художеств, сдав экзамен и выполнив аттестационный проект.

Замечательно, что именно А.Б.Турчевич был избран в 1907 году председателем комитета вновь открытого в Перми Общества любителей живописи, ваяния и зодчества. Но плюс к этому он являлся еще и действительным членом Императорского Русского технического общества.

Судя по некрологу, опубликованному в "Записках" данного общества, А.Б.Турчевич явился автором 150 крупных построек, в том числе 50 церквей. В самой Перми это знаменитые своей красотой дома Н.В.Мешкова, Е.И.Любимовой, С.М.Грибушина, М.М.Камчатова, а также Казенная палата, епархиальное женское училище и многое другое. Среди храмов особенно выделяли современники православные церкви в Лысьве, Верхотурье, Осе, Кунгуре и нашей Ершовке, о чем чуть ниже.

Если мы говорим о дудинско-дерябинском "городе Ижа", то вполне допустимо говорить и о турчевичском "городе на Каме" - Сарапуле. Лучшие купеческие особняки здесь, как я полагаю, принадлежат к кругу творений именно этого мастера. Проблема только в том, что документально это подтвердить удается не всегда, так как авторских чертежей у нас почти не сохранилось.

В редакции сарапульской газеты "Красное Прикамье" сохранили! Поэтому, бесспорно, дом купца Ф.Г.Пешехонова, доставшийся в 1940-е годы сначала горкому партии, а затем редакции, выстроен А.Б.Турчевичем. Это типично пермский роскошный дом - с куполами, каминами, мезонином, каслинским литьем: Дом Ф.Г.Пешехонова, в котором, кстати, печатается газета "Свое дело", одно из лучших украшений бывшей улицы Вятской, нынешней Ф.Раскольникова.

На улице Иерусалимской, нынешней В.Азина, таким украшением стали два симметричных дома купца Н.О.Маркова. Чертежи не сохранились, но старожилы вспоминали, что в 1904 году оба дома были построены неким "пермским архитектором". Кроме нашего героя, никто другой тогда быть таковым в Сарапуле не мог. Дома элегантны, оригинальны (один принцип полной симметрии чего стоил), человечны по масштабам: Но уникальный двойной ансамбль в 1989 году был безжалостно "уполовинен" радиозаводом, наплевавшем на статус "памятника истории и культуры". Взамен дома появился громоздкий, "нечеловеческий" по масштабам производственный корпус. Проблема знакома и ижевцам. Стоит посмотреть на немасштабные корпуса по улице Горького.

Особняки с пышными куполами, эффектными эркерами и богатой лепниной создали по Большой Покровской улице (ныне Труда) главный, камский фасад Сарапула. Ярким ритмическим акцентом в этом ансамбле стала перестроенная пермяком крупнейшая в Удмуртии колокольня Покровской церкви и выстроенная им же соседствующая с ней часовня в память выздоровления Николая II (1902 г.).

Колокольню эту начинал возводить в 1815 году еще наш великий С.Е.Дудин, а на строительных работах были задействованы пленные французы. Пермяк придал шедевру русского классицизма некоторую барочную пышность в своем духе, но вроде бы не испортил колокольню. Вроде бы, потому как посмотреть в натуральном масштабе уже не на что. Верхние ярусы колокольни были уничтожены большевиками в 1930-е годы. Уничтожены вместе с уникальным, крупнейшим в истории нашего края десятитонным колоколом, отлитым здесь же, в Сарапуле.

Всего в Сарапуле около десятка построек А.Б.Турчевича. Одна из лучших среди них - женская гимназия (1904 г.). Пожалуй, до сих пор это самое удобное и красивое школьное здание не только Сарапула, но и всей Удмуртии. Достаточно сказать, что специальный рисовальный класс (со скамьями амфитеатром и особым освещением) появился впервые в Удмуртии именно там. Первый и единственный. Даже на факультете искусств УдГУ такой аудитории нет! Две комнаты гимназического подвала, кстати, были выделены в 1909 году для организации первого на территории Удмуртии общедоступного гражданского музея.

Другая крупная работа пермяка, одна из последних в его творчестве, - Никольская церковь в Ершовке, что напротив Сарапула. Это единственный в Удмуртии образец неовизантийского стиля. Композиция и декор храма восходят к Владимирскому собору в Киеве (1896 г.). Этот шедевр общероссийского уровня, судя по всему, произвел неизгладимое впечатление на Турчевича. Напомню, сам он родом из Киевской губернии. Вполне возможно также существование какой-то связи между тремя смысловыми пунктами: 1) Киевский собор наряду с великим В.М.Васнецовым расписывал пермский уроженец Павел Александрович Сведомский (1849-1904); 2) А.Б.Турчевич наверняка сталкивался с ним по артистически-художественным делам в Перми; 3) П.А.Сведомский имел родовое имение с мастерской поблизости от Ершовки - в селе Завод Михайловский, а также часто бывал в Сарапуле. Как говорится, тесен мир. Впро-чем, авторство А.Б.Турчевича по этому храму подтверждается и документально.

Храм в Ершовке уникален еще и историей своего "храмоздателя"-благотворителя. Это купец первой гильдии Семен Романович Татарских, о живописной биографии коего я еще как-нибудь расскажу вам. Величайшая честь: погребли купца не возле церкви (что тоже надо заслужить), а внутри, перед алтарем, под мощным каменным саркофагом. Он расколот искателями купеческого золота, но все же уцелел.

Сам же зодчий-актер скончался в 1909 году, через два года после освящения ершовского храма. Похоронили его в Перми на Егошихинском кладбище возле речки с символическим названием Стикс. У древних греков Харон перевозил через нее в Аид души умерших. Образованные пермяки конца XVIII века решили именно так наречь прикладбищенскую речушку!

Свой бизнес
Последний номер:
Содержание

официоз
ТРЕТЬЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
конкурсы
У ВСЕХ У НАС ОБЩЕЕ ДЕЛО
лауреаты
ЕЛЕНА НИКИТИНА: "МЫ ОБЯЗАНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ МИРОВОМУ УРОВНЮ СЕРВИСА"
ЛЮБОВЬ К КНИГЕ
АЛЕКСАНДР ДМИТРОВ: "ИМИДЖ НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
патентоведение
Интеллектуальный бизнес
кадры
"Стоматолог" руководителя - дистанция власти
техника для бизнеса
Бытхим-завод: на столе
бизнес-леди
Нина Пантелеймон: "Я ДЕЛАЮ ТО ДЕЛО, КОТОРОЕ ЛЮБЛЮ"
деловое предложение
законодательство
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ Российской Федерации
мониторинг законодательства
страхование
Анатолий ВТОРОВ: "БЕСПЛАТНОГО СТРАХОВАНИЯ НЕ БЫВАЕТ!"
НЕ ОШИБИТЕСЬ В ВЫБОРЕ СТРАХОВЩИКА!
информационные технологии
КОМПЛЕКСНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ. ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ. КАК НАЧИНАТЬ АВТОМАТИЗАЦИЮ?
страницы истории
Пермско-сарапульский зодчий-актер
опыт
Оптимист из Валамаза
налоги
Имущественные налоговые вычеты для налогоплательщиков - физи-ческих лиц в связи с погашением процентов по ипотечным кредитам.
афиша
РЕПЕРТУАР ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ Удмуртии на май
интеллектуальный капитал
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ


Copyright 1997-2012 Свое Дело
Как создать свой бизнес с нуля