Содержание

последний номер
архив номеров
на первую страницу

ОПОРа
Что такое ОПОРА





Свое Дело
Свое Дело
информационные технологии

КОМПЛЕКСНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ. ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ
Денис ШИШКОВ, менеджер НПО "Компьютер"

В предыдущем номере мы говорили, что построение полноценной комплексной информационной системы в большей степени зависит не столько от "названия" программного комплекса, сколько от качества внедрения. Проблема часто бывает в том, что предприятие, купив даже самую мощную западную систему, не получает ожидаемого эффекта. Например, внедрен оказывается только бухгалтерский учет или того хуже система поставлена, прошла опытную эксплуатацию, но потом ее забросили - оказалась слишком сложна или малопригодна. О нормальном внедрении можно говорить, только если система начинает использоваться практически на каждом рабочем месте предприятия в реальном режиме работы.

Необходимо понимать, что внедрение системы связано со значительными изменениями в работе предприятия, и при принятии решения о начале этого процесса прежде всего нужно оценить готовность компании к ним. Одним из важнейших индикаторов, показывающих готовность предприятия к внедрению, - энтузиазм кого-то из руководителей верхнего уровня.

Почему так важно участие руководителя? Дело в том, что комплексная автоматизированная система (КАС) требует упорядочивания бизнес-процессов предприятия, на котором она внедряется. Поэтому внедрение КАС невозможно и бессмысленно без управленческих реформ. Инициировать же их и контролировать могут только руководители предприятия. Как правило, внедрение системы требует обучения, дополнительной работы и эмоционального напряжения сотрудников. Все то, что может подразумеваться под словосочетанием "человеческий фактор", должно приниматься во внимание. Поэтому от руководства требуется не только контролировать, но и стимулировать ход внедрения.

Для минимизации отрицательных эффектов при внедрении на основе многолетнего опыта автоматизации предприятий в НПО "Компьютер" была разработана собственная технология внедрения. Процесс внедрения разбивается на два этапа, в которых четко расписываются все организационные моменты:

- подготовительный этап;

- опытная эксплуатация.

Подготовительный этап включает в себя начальные организационные мероприятия и обследование предприятия. В процессе обследования изучаются особенности предметной области, документооборот предприятия и другие характеристики. В результате разрабатывается проект системы и план внедрения.

До недавнего времени подготовительный этап создавал много проблем: заказчик не понимал, зачем он должен платить за какую-то бумагу. Но проект является сложным документом, который определяет, какой должна быть будущая система, чтобы достичь эффекта в масштабе всего предприятия. Отсутствие или недостаточное внимание к проекту системы может грозить провалом, как мы описывали в начале, либо переделками, которые повлекут весьма существенные затраты.

Далее в соответствии с разработанным планом идет обучение персонала, детальное распределение функций по работе в системе, разработка структуры основных справочников, необходимая модификация.

На этапе опытной эксплуатации проводится настройка системы: заполнение основных справочников, ввод начальных остатков, конвертация данных из существующих программ и т.д. Проверяется работа системы в реальном режиме за определенный период времени, возможно, с дублированием работы по-старому.

Руководителю предприятия следует понимать, что процесс внедрения почти наверняка будет воспринят персоналом в штыки. Во-первых, специалистам придется отвлекаться от работы, выполнение которой с них, тем не менее, будут требовать. Во-вторых, произойдет ломка межличностных отношений, которые подчас являются капиталом, результатом многолетних усилий сотрудников. В этот момент становится важен не только сам факт заинтересованности руководства, но и непосредственное участие в управлении проектом. Потому очень важными являются предусмотренные технологией внедрения НПО "Компьютер" собрания рабочих групп проекта, включающих, кроме руководства, специалистов АСУ и участников группы внедрения от предприятия.

Важен не только сам факт заинтересованности руководства, но и непосредственное участие в управлении проектом.

Периодически возникает вопрос: "А нельзя ли обеспечить все внедрение силами самого заказчика, если технология внедрения известна?".

На самом деле есть несколько причин, которые подтверждают необходимость участия внешних консультантов для проведения внедрения КАС:

- проявляется эффект "свежего взгляда";

- проще решаются организационные вопросы (мнение внешних консультантов воспринимается лучше);

- специалисты заказчика разделяют ответственность с профессионалами;

- внешние консультанты имеют более богатый опыт проектирования и внедрения систем (в т.ч. в вопросах реорганизации и распределения функций внутри предприятия);

- для запуска системы требуется больше специалистов, чем для текущей работы.

При этом не умаляется важность участия специалистов заказчика, которые в процессе внедрения лучше узнают и обучатся системе и будут способны далее проводить настройку и развитие системы своими силами. Ведь жизненный цикл комплексной автоматизированной системы (КАС) на этапе внедрения только начинается. И следующая статья будет посвящена стоимости совокупного владения системой.

Свой бизнес
Последний номер:
Содержание

официоз
ТРЕТЬЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
конкурсы
У ВСЕХ У НАС ОБЩЕЕ ДЕЛО
лауреаты
ЕЛЕНА НИКИТИНА: "МЫ ОБЯЗАНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ МИРОВОМУ УРОВНЮ СЕРВИСА"
ЛЮБОВЬ К КНИГЕ
АЛЕКСАНДР ДМИТРОВ: "ИМИДЖ НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
патентоведение
Интеллектуальный бизнес
кадры
"Стоматолог" руководителя - дистанция власти
техника для бизнеса
Бытхим-завод: на столе
бизнес-леди
Нина Пантелеймон: "Я ДЕЛАЮ ТО ДЕЛО, КОТОРОЕ ЛЮБЛЮ"
деловое предложение
законодательство
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ Российской Федерации
мониторинг законодательства
страхование
Анатолий ВТОРОВ: "БЕСПЛАТНОГО СТРАХОВАНИЯ НЕ БЫВАЕТ!"
НЕ ОШИБИТЕСЬ В ВЫБОРЕ СТРАХОВЩИКА!
информационные технологии
КОМПЛЕКСНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ. ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ. КАК НАЧИНАТЬ АВТОМАТИЗАЦИЮ?
страницы истории
Пермско-сарапульский зодчий-актер
опыт
Оптимист из Валамаза
налоги
Имущественные налоговые вычеты для налогоплательщиков - физи-ческих лиц в связи с погашением процентов по ипотечным кредитам.
афиша
РЕПЕРТУАР ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ Удмуртии на май
интеллектуальный капитал
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ


Copyright 1997-2012 Свое Дело
Как создать свой бизнес с нуля